Жиляев: «Собрать молодёжь, дать условия для занятий — и увидите, как ребята заиграют»
Капитан «Крыльев Советов» — о прошедшем сезоне, нехватке выстроенной системы подготовки, силе молодёжи и развитии пляжки.
Сезон-2025 для самарских «Крыльев Советов» выдался непростым, но по-настоящему содержательным. Команда прошла через тяжёлый чемпионат России, заполучив только три балла за весь турнир, но при этом сумела собраться на Кубке страны, показав уверенную, зрелую игру. Этот сезон подопечных Андрея Бухлицкого не столько про результаты, сколько про характер, атмосферу и поиск пути вперёд в непростых условиях.
В интервью BSRussia капитан команды Михаил Жиляев рассказал, как коллектив справлялся с трудностями, почему кубковые матчи стали отражением настоящего потенциала клуба, какую роль сыграла молодёжь и что нужно, чтобы пляжный футбол в Самаре, наконец, получил системное развитие.
— Михаил, Кубок России получился для команды гораздо ярче, чем чемпионат, потому что команда дошла до четвертьфинала. Как бы вы сами объяснили, почему именно в кубковых матчах «Крылья» выглядели увереннее и собраннее?
— Я бы не делал такой акцент на 1/4. Если посмотреть, «Крылья Советов» часто доходили до этой стадии. В том году мы играли практически молодёжью, тоже добились такого результата. А так, всё элементарно просто — вошли в тонус. Все прекрасно знают, что для круглогодичного тренировочного цикла пляжного футбола в Самаре нет инфраструктуры. Из-за этого так и получается на Кубке России. Как бы смешно ни звучало, но получается так, что чемпионат России — подготовка к Кубку России.
— Матч с «Саратовом» в четвертьфинале получился непростым (Игра завершилась победой волжан со счётом 6:2. —BSRussia). С вашей точки зрения, чего не хватило, чтобы пройти дальше? Какие вообще воспоминания остались с этой встречи?
— Для нас не просто сложился этот матч. Включились уже при счёте 5:0. Так не годится. Наверное, где-то, может, стратегия не та, возможно, и усталость накопилась. Для нас это была седьмая игра. Воспоминания негативные очень. Хотелось пройти наконец-таки эту 1/4. У меня было ощущение, что можем совершить чудо, но, увы, победил сильнейший.
— Чемпионат России вышел, мягко говоря, тяжёлым: всего три очка. Как вы внутри команды переживали этот сезон? Было ли ощущение, что просто не складывается, или вы видели конкретные причины?
— Для меня это уже второй сезон такой. Не представляете, как это морально тяжело. Есть ощущение уже проклятья какого-то. Смена тренера немного поменяла атмосферу, нужна была встряска. Но и она не помогла кардинально. Нельзя начинать тренироваться в марте, а не 5–6 месяцев лежать на диване, образно (улыбается). Мы хотим результат, но из года в год нет изменений в плане подготовки команды к старту сезона. Если ничего не менять, то и результат будет прежним.
— Как команда в течение сезона реагировала на результаты чемпионата? Удалось ли сохранить атмосферу в коллективе, или пришлось много работать над психологией игроков?
— В коллективе всё отлично, все люди взрослые, всё понимают. Работали, трудились, тренировались. Всем не нравилось положение команды в чемпионате. В психологическом плане всё здоровы — никто никуда не попал.
— На Кубке России в состав активно подключалась молодёжь. Как, на ваш взгляд, ребята себя проявили? Есть ли кто-то, кто вас особенно удивил или показал, что готов к более серьёзной роли?
— С молодёжью уже давно знаком как в игровом, так и в жизненном плане и прекрасно знаю, на что они способны. Им нужно самое элементарное — это доверие и время на площадке, чтобы проявить себя. Уверен, вторым они недовольны, хотелось больше себя проявить на Кубке России.
— Вообще, как вы оцениваете перспективы развития молодых спортсменов в пляжном футболе в Самаре? Есть ли система, которая может давать стабильный приток кадров в «Крылья»?
— У нас, наверное, именно этот год показал, что в Самаре есть хорошие молодые футболисты, которые могут подкрепить в кадровом плане не только «Крылья». Это всё при том, что нет никакой системы. Это всё плоды только летнего времени года. Собрать бы молодёжь, дать условия для тренировок — и можно увидеть, как ребята заиграют.
— С приходом Андрея Николаевича Бухлицкого команда заметно изменила подход к встречам. Что нового он привнёс? И как вам, если делать выводы по турнирам, работать под его руководством?
— Стало более дисциплинированно всё, поменялось время тренировок. Выводы пусть делает руководящий состав, надеюсь, они довольны им. Что-то оценивать сложно — нужен полноценный сезон с подготовкой. А работать нужно, как и при любом другом тренере: приходи, тренируйся и доказывай.
— Можно ли сказать, что Бухлицкий помогает футболистам взглянуть на игру с другой стороны? Например, через призму своего огромного вратарского опыта и международного уровня?
— У него огромный опыт, видно, как он старался поделиться им, подсказывал. За это ему благодарность огромная. А насчёт «с другой стороны» — для меня, наверное, много что открыл, но не только в игровом плане.
— Если сравнить «Крылья Советов» образца начала сезона и ту команду, что выступала на Кубке России — в чём вы видите самое большое изменение, помимо состава?
— Дисциплина.
— Какой матч в этом сезоне запомнился вам больше всего? Необязательно победный, но тот, после которого остались сильные эмоции.
— С «Кристаллом» в Самаре и на групповом этапе (Игра завершилась победой оранжевых со счётом 5:4. — BSRussia). Можно ещё взять матч с «Олимпом», где, проигрывая по ходу встречи, сумели взять своё («Крылья» одолели анапчан 6:5. — BSRussia). Неудачный матч в плане действий.
— После непростого сезона у многих болельщиков «Крыльев» были своеобразные «эмоциональные качели» как по итогам ЧР, так и по Кубку с Молодёжной лигой. Что вы можете сказать фанатам? Как они в целом приняли домашний этап ЧР?
— Самарский этап — это отдельный вид искусства. Очень благодарны руководству и всем, кто к этому причастен, что удалось вернуть пляжный футбол в Самару. Болельщикам огромное спасибо, чувствовалась их поддержка. Отдельное спасибо за полные трибуны, жаль, конечно, что стадион оказался не таким большим, как хотелось бы. Мы дали почувствовать людям те эмоции и красоту пляжки, за которые все мы любим этот вид спорта. Некоторые вообще впервые про этот вид узнали. Благодаря этому и будет развиваться пляжка в Самаре. Самое приятное, что именно после этого этапа дети захотели пойти в секцию пляжного футбола. Но, к сожалению, у нас такой нет.
— Кстати, о Молодёжной лиге. В этом году юный состав самарцев забрал бронзовые медали, ещё обыграв действующего чемпиона на стадии четвертьфинала («Крылья» обыграли «Кристалл-м» 6:5. — BSRussia). Что можете сказать о триумфе ребят? Как вообще отреагировали на их игру? Что они сделали такого, чтобы забрать третье место?
— Очень сильно за них переживал, после каждой встречи звонил. То, что забрали третье место, они заслужили за счёт трудолюбия и командного духа, настроя. Очень горд за парней. Не хочется потерять такое поколение молодых дарований, которое может продолжить представлять Самару, а, возможно, и сборную России.
— Какие выводы вы сделали для себя лично по итогам этого сезона? Может быть, что-то поменяли бы в подготовке, в подходе к матчам, в общении с партнёрами?
— Нужна система: хорошая и качественная подготовка с декабря, желательно инфраструктура. Тогда можно на что-то рассчитывать. Нужно сильнее развивать этот вид спорта в регионе.
— Если заглянуть чуть вперёд, то какие задачи вы бы хотели поставить перед собой и командой на следующий сезон? Что должно стать главным ориентиром?
— Честно, в начале сезона в одном из интервью сказал, что этот год, скорее всего, будет крайним — 98/2%. Оставил ещё шансик. Всё зависит от интереса. Надоело уже: кубок заканчивается — и на этом всё. Пять месяцев в ожидании. Каждый раз какие-то качели. Непонятно, будет команда или нет. Из года в год одно и то же. У меня есть другая цель, буду стараться в ней развиваться, а дальше время покажет.
— Пляжный футбол в России переживает непростые времена с точки зрения популярности и поддержки. Что, на ваш взгляд, нужно, чтобы вернуть к нему внимание зрителей и медиа?
— Больше этапов проводить в регионах, развивать телетрансляции. Ну и, конечно, чтобы клубы посерьёзнее относились к своим медиа.