Обозный: «Бразильцев может обыграть только сборная России в своём праймовом составе»
Футболист «Строгино» — о своих поездках в Бразилию, Турцию и Англию, сезоне-2025, будущем и путях развития пляжного футбола.
Уходящий 2025 год у футболиста московского «Строгино» Василия Обозного выдался насыщенным. В начале года спортсмен посетил Бразилию, где целый месяц тренировался с «Фламенго» и «Васко да Гама». Также игрок побывал в Турции, выступив там в чемпионате страны.
О своих поездках по миру, развитии пляжного футбола в других странах, отличиях тренировок бразильцев от наших, сезоне в «Строгино» и своём будущем в интервью BSRussia рассказал Василий Обозный.
— Как вы оказались в Бразилии? Вашей целью было просто отдохнуть и познакомиться с колоритом страны, или окунуться в их пляжный футбол тоже хотелось?
— Начну с того, что я безумно люблю путешествия. Всегда готов тратить на них большие средства, мне это доставляет намного больше удовольствия, чем траты на какие-то покупки техники, машин и так далее. После посещения новых стран и получения таких эмоций — мозг всегда по-другому начинает работать, хочется создавать, развиваться, что-то делать. Вдвойне приятно, когда это получается совмещать с футболом!
Что касается поездки в Бразилию, это была моя детская мечта. Я люблю смотреть различные передачи про путешествия, мне нравится мечтать о посещении новых мест и стран. Мой первый чемпионат мира, за которым я осознанно наблюдал по телевизору, проходил в Бразилии в 2014 году. Я посмотрел абсолютно все матчи того турнира. Кто и на какой минуте забил, кто с кем и как сыграл — до сих пор пересматриваю те встречи! (улыбается). Мундиаль в Бразилии очень сильно запал мне в душу, помню этот мяч — «Бразуку». Сборная России тогда играла, я просил маму, чтобы она будила меня ночью, и я мог посмотреть игры нашей команды. За хорошие оценки она мне разрешала. Настолько всё это приятно даже сейчас вспоминать! Потом на каком-то из телеканалов вышла передача «Автостопом до Рио-де-Жанейро». Мне это так понравилось! Там два парня автостопом из России пытались как можно быстрее добраться до Бразилии на чемпионат мира. По итогу — это у них получилось. Возможно, уже тогда зерно моего будущего путешествия и зародилось (улыбается).
В дальнейшем так вышло, что моя жизнь стала тесно связано с пляжным футболом, а бразильцы — родоначальники этой игры. Ещё в «Строгино» помню, как Алексей Евгеньевич Савченко познакомил меня с Буру — легендарным бразильцем. А на представлении трансфера Андре в «Строгино» я был лично. Бразильская культура оказалась мне близка — их отношение к футболу, спорту и религии. Всё это запало мне в душу с самого детства, и после этого я загорелся Бразилией. Постоянно откладывал это путешествие, всё думал, потом-потом, и вот решился.
— Судя по фотографиям, с поездкой вам помогал ваш бывший одноклубник по «Спартаку» Игуиньо?
— Да, благодаря пляжному футболу у меня появилось много друзей и знакомых из Бразилии. Мой братишка, могу его так назвать, Игуиньо, с которым мы вместе играли в «Спартаке» и часто жили в одном номере на всех выездах, постоянно звал меня к нему на родину. Я купил билеты за полгода до вылета, никому особо не говорил, нигде не афишировал. Советовался только с Игуиньо о разных организационных моментах.
— А как с вами оказался Андрей Лукьянов?
— Где-то за месяц до вылета Андрей Лукьянов узнал, что я туда собираюсь. Я предложил ему отправиться со мной и был очень удивлён, что он сказал — а почему бы и нет. Мы нашли ему билет, и он составил мне компанию. Вместе мы преодолели огромный путь, почти 40 часов полёта через Марокко, Касабланку до Сан-Паулу, там мы ещё ехали на автобусе через всю Бразилию. Это эмоции, которые я не забуду никогда, невероятные впечатления. Мы прожили там целый месяц в фавелах. Это невероятные места, шикарные люди и свой колорит. Об этом можно долго рассказывать (улыбается).
— И всё-таки основная цель поездки в Бразилию была связана с любимой пляжкой?
— Цель поездки была — проникнуться этой культурой футбола, потренироваться с бразильцами, поиграть с ними в одной команде. Удалось позаниматься с «Фламенго» и «Васко да Гама». В «Васко да Гама» находились Маурисиньо, Джордан, Бенжамин Джуниор, Джозеф Джуниор, Катарино, Пелеко. Целый месяц мы с ними тренировались, плюс добавлялись ребята из молодёжки — U-18, тоже очень талантливые. Каждый день занятия начинались в семь утра. В Бразилии после 10-11 часов невозможно находиться на песке, поэтому сборы были такими ранними. В этом тоже одно из отличий от России, у нас в основном любят тренировки после 11-12 дня или вечерние, ранним утром у нас, наверное, мало, кто занимается.
— Сами тренировки, их построение и наполнение сильно отличаются от наших?
— Тренировки отличаются сильно. Для меня было большим удивлением, ведь все думают, что бразильцы — технари и у них всё с постоянно строится на игре с мячом, но это не совсем так, мы очень много бегали — было огромное количество беговой работы. Помню свою первую тренировку, я шутил, что надо мной издеваются и не дают мяч. Первый час-полтора мы вообще не касались мяча, постоянно бегали, прыгали, делали смену направлений, отжимания. И потом уже на усталости они начинают действовать с мячом. Но опять же, вся работа построена на физике, то есть ты постоянно бегаешь: перед приёмом ты должен сделать три-четыре рывка, перед бисиклетой — также три-четыре рывка со сменой направления. Перед тем, как открыться и получить передачу от вратаря, выполняешь челнок. Всё у них настроено на то, что под нагрузкой ты должен получить мяч. Как они сейчас говорят, каким бы техничным ты не был, без физики ты не можешь показывать тот уровень игры, который диктует современный футбол. Пляжка становится всё динамичнее, поэтому просто тактика и техника без физики — не помогут. В отличие от России они играют, скажем так, в свободный футбол, без привязки к определённым позициям. Нет такого, что ты защитник или строго нападающий. У них все занимаются всем. Ты в обороне пашешь и в атаке играешь. Универсализм у бразильцев построен на максимуме. Есть, конечно, определённое базовое понимание позиций, но в игре буквально через минуту-две они смешиваются.
— Что ещё необычного в их игре отметили для себя?
— Мы играли двусторонку с «Фламенго» и мне запало в память: если в России у нас меняются по четвёркам каждые полторы-две минуты, то у них играют либо до двух голов, как во дворе, либо по десять минут без смен. Когда ты десять минут рубишься на песке без замен, думаю, что здесь тоже идёт акцент на физику. После нескольких таких отрезков вообще перестаёшь соображать, что происходит. Плюс не стоит забывать, что это всё в 35-ти градусную жару в гипервлажности и духоте. Чтобы бразильцев обыграть, нужно быть сборной России в её прайме. Настолько они сейчас и физически, и технически, и тактически готовы, что с ними очень сложно будет любой сборной.
Также мне очень понравилось их профессиональное отношение к собственному организму. Постоянно перед тренировкой к ним подходит доктор, спрашивает, что болит, что не болит. Физиотерапевты всегда подсказывают игрокам что-то. В этом плане очень серьёзное внимание уделяется их здоровью. Молодые и опытные игроки ходят в тренажёрный зал вечером. У них это поставлено на профессиональный уровень. Но, к сожалению, главная проблем в том, что они это делают на голом энтузиазме. Маурисиньо и другие футболисты покупают экипировку за свой счёт. Они тренируются бесплатно, тренерский штаб получает копейки, которых, если быть откровенными, даже на еду не хватает. Тренеры дополнительно работают, кто-то полицейским, кто-то менеджером или доктором. Даже несмотря на то, что у Бразилии такой огромный и славный путь в пляжном футболе, люди всё равно вынуждены совмещать это с другими профессиями. Федерация не выделяет средств на развитие нашего вида спорта. Многим бразильцам из-за этого и приходится уезжать, колесить по всему миру, играть по 300 матчей за сезон в разных чемпионатах, потому что они понимают, что на родине у них нет такой возможности. Кто-то из парней даже приносит свой инвентарь на тренировки. К примеру, так делал Рафинья, который играл у нас за ЦСКА. Маурисинью приносил футболки, кто-то воду.
— Также в этом году вы побывали в Турции, поиграв там в местном чемпионате. Расскажите, как в этой стране обстоят дела с пляжным футболом и его развитием?
— В турецком чемпионате я играл уже не первый год. У них сначала проводят региональные этапы, а потом их победители выступают в Суперфинале. В Турции огромная любовь к футболу. К пляжному относятся менее заинтересовано, но любят! Там есть такая особенность, что команда, которая выиграла региональный этап, к Суперфиналу может очень сильно поменяться, иногда даже на 90 процентов. Могут подъехать те же самые бразильцы или другие легионеры, русские или португальцы. Получается, что на региональном этапе ты играешь с одним клубом, а в Суперфинале — уже совсем с другим по составу. Здесь всё решает вопрос финансирования.
— Выходит, что в Турции, в отличие от Бразилии, с финансированием всё в порядке?
— Да, в этом плане у них всё намного лучше. Есть стадионы для пляжного футбола, а также спонсоры, которые дают командам деньги на привлечение легионеров и рекламных проектов. У них это очень развито. На всех футболках — реклама. Игроки живут в хороших условиях. Но, к сожалению, это всё не системно. Турки не очень обязательны в каких-то вещах. Например, до последнего момента ты не знаешь, полетишь ли играть за них или они найдут какого-то другого легионера на твоё место.
— А как вы оказались в турецком чемпионате? По чьему приглашению?
— В Турцию я полетел несколько лет назад отдыхать, там встретил Игоря Бриштеля. Он тогда предложил мне попробовать себя в местном чемпионате, с тех пор я и езжу выступать там. Играл пока только за один клуб из Манавгата, хотя были варианты и с другими коллективами.
— Вдобавок к Бразилии и Турции в уходящем году вы посетили ещё и Англию. Та поездка не была связана с пляжным футболом?
— Я с детства являюсь болельщиком лондонского «Арсенала» и всегда мечтал посетить «Эмирейтс». Сейчас очень сложная ситуация с получением визы, но я сделал всё возможное. Шансы были не велики, но слава богу, мне не отказали. Для меня было очень важно посмотреть страну и почувствовать эту атмосферу футбола. Пожил десять дней в Лондоне, несколько дней в Манчестере и Ливерпуле. Сходил на стадионы, посетил около шести матчей Английской Премьер-лиги. Был на Лиге чемпионов «Арсенал» — «Атлетико» (4:0) — это вообще было незабываемо для меня! В общем, получился такой футбольный трип в отпуске, очень понравилось! Про Англию тоже могу многое рассказывать, но это уже тоже тема для отдельной беседы (улыбается).
— В какой стране увидим вас в следующий раз? Уже сформировали свой новый маршрут?
— Да, уже есть определённые заготовки, но я не хочу раскрывать всех карт. Не люблю заранее говорить об этом. Но мечта интересная! Хотелось бы полететь в США, но, думаю, что в ближайшие несколько лет это будет трудно сделать из-за проблем с визой. Была идея отправиться туда на чемпионат мира, который в следующем году там пройдёт, но у нас будет сезон в пляжном футболе.
— Немного окунёмся в российский пляжный футбол и вспомним минувший сезон, вашу игру за «Строгино». Какие эмоции остались?
— Испытал удовольствие от игры за «Строгино». Вернулся в родные пенаты, к своему первому тренеру Алексею Евгеньевичу Савченко. Мне там было со всеми комфортно. Все ребята знакомы, поэтому было очень классно выступать с ними. Этот сезон был для меня глотком свежего воздуха.
Мы провели хорошие матчи, но также были и обидные. До сих пор остаётся недосказанность по этому сезону, считаю, что наша команда по потенциалу могла зацепить больше. К сожалению, мы не выступили в Кубке России (Василий Обозный на КР-2025 играл за «Центральный парк». — BSRussia). Это расстроило и всем парням пришлось сыграть за другие клубы. Если бы прошли в Суперфинал, то там ни один соперник не хотел бы под нас попасться, все знают, насколько мы не уступчивые.
До сих пор вспоминаю матч на Московском международном кубке против сборной России, где мы вели 3:0, но уступили — 3:5. Все родные и близкие смотрели ту встречу по федеральному каналу. Это бесценный опыт, несмотря на поражение. Могу сказать спасибо «Строгино» и Алексею Евгеньевичу Савченко лично за то, что мы этот сезон вместе поработали. Всем ребятам также огромное спасибо! Укол адреналина получил благодаря этой команде для себя.
Очень огорчает ситуация, которая сейчас у нас происходит в пляжном футболе. Я считаю, что нужно называть вещи своими именами — она плачевная. Когда я приходил в этот вид спорта — такого не было. На протяжении десяти лет, что я здесь нахожусь — такого не вспомню, чтобы закрывались клубы-финалисты чемпионата страны — «Спартак» и «Лекс». Об этом нужно говорить и очень хочется, чтобы все эти трудности закончились. При должной работе и отношении — всё должно получиться. Я верю в это.
— Сейчас отдыхаете от пляжного футбола? Когда планируете вернуться на песок?
— На данный момент я взял небольшую паузу от пляжного футбола. Нужно сосредоточиться на учёбе и работе. Я поступил на первый курс магистратуры. Сейчас нахожусь в Минеральных Водах, летим домой, выиграли студенческий чемпионат России по футболу вместе с моим Вузом — МПГУ. Впервые в истории! Также играю в другие форматы футбола: 11х11, 8х8, футзал. Как говорит тренер сборной России Михаил Викторович Лихачёв и лично мне это сказал Алексей Евгеньевич Савченко в «Строгино» — футболист должен уметь играть во все форматы футбола.
После Нового года, надеюсь, что присоединюсь к «Строгино». Предварительные договорённости с Алексеем Савченко на этот счёт у меня есть.
— Расскажите поподробнее о вашем бизнесе.
— У меня есть спортивная школа, так сказать, моя душа. Мы развиваем детский спорт в России, занимаемся с ребятишками от 2 до 15 лет. У нас различные виды спортивных направлений начиная от танцев, заканчивая акробатикой, гимнастикой, футболом и ОФП. Есть большие планы расширения видов спорта и филиалов. Для меня — большая честь и удовольствие прививать здоровый образ жизни, показывать, насколько это важно для мозга детей. Даже не профессиональный спорт, а просто физкультура. Планирую дальше развивать свой проект, мне очень интересно данное направление.
— Какие цели преследуете для себя на будущее в пляжном футболе?
— Цели высокие. Хочу многого добиться в пляжном футболе, ведь я являюсь его фанатиком. Безусловно, мечты и цели — играть на международной арене, выступать за национальную сборную, выигрывать трофеи!
— Учитывая все трудности, с котором сейчас столкнулся наш любимый вид спорта, вы как молодой бизнесмен, какие пути выхода из кризиса видите, что бы вы предложили?
— Здесь ответ достаточно прост: всё упирается в привлечение спонсорских средств, людей, инвесторов. Сейчас пляжка для людей, вкладывающих в неё — это стопроцентный убыток. Никакого возврата средств нету, рекламные кампании никому не интересны. Очень мало рекламы и телевизионного освещения. SMM и другие моменты, которые нужны в популяризации — недостаточно развиты, к сожалению. Ты просто вкладываешь в это деньги, потому что ты энтузиаст. Как это исправлять? Это очень сложный вопрос. Пляжка — красивый и динамичный вид спорта, многое упирается в конкуренцию с другими видами, в частности, с большим футболом и футзалом. На всё это нужно время, но необходимо начинать уже сейчас, хотя можно было это делать давным-давно. В плане привлечения каких-то масс-медиа, программ о пляжном футболе. Делать так, чтобы бичсоккер был интересен не только внутри, но и за пределами площадки, говорить о нём, показывать другую его сторону, не только, которая происходит на песке. Сделать его более медийным, тогда и интерес увеличится, и аудитория возрастёт. Нужна огласка и раскрутка пляжки. Спорт — это часть досуга, чтобы люди приходили на стадион, нужно делать всё качественно, красиво и в ногу со временем.
В материале также использованы фотографии из личного архива Василия Обозного.