«Объединённая лига – виртуальный проект. Его подготовили люди, не понимающие суть пляжного футб
Начальник отдела пляжного футбола РФС Сергей Шамрай высказал своё мнение о проекте Объединённой лиги. Его составляющие: неуважение, некомпетентность и
Начальник отдела пляжного футбола Российского футбольного союза Сергей Шамрай выразил своё отношение к нашумевшему проекту Объединённой лиги. К общей идее, возникшей уже несколько лет назад, руководитель относится хорошо, но в конкретном проекте не одобряет ни форму, ни содержание. Сергей Павлович объяснил, почему имеющийся проект – это не сенсация, а неуважение к людям. А также предположил, что Объединённая лига – это желание не развивать пляжный футбол, а забрать всё в свои руки. "А разберёмся потом!"
– Сергей Павлович, что вы думаете в целом об идее создания Объединённой лиги, в которой могли бы играть клубы из разных стран?
– Я считаю, что это абсолютно нормальный вариант, понятный проект, из которого не стоит делать сенсацию, потому что нечто подобное обсуждается уже далеко не первый год. Сначала мы говорили об этом исключительно с украинскими коллегами, потому что Украина всегда была серьёзной силой – и сборная, и клубы. Но по ряду известных причин работу пришлось приостановить. Затем начали думать о лидерах национальных чемпионатов других стран ближнего зарубежья. О ТВ-правах и маркетинговых вещах речь не заходила, поскольку спортивная составляющая вызывала большие вопросы. Мы тогда уже были двукратными чемпионами мира, находились на первом месте в мировом рейтинге, так что со спортивной точки зрения приглашение в чемпионат России команд из стран ближнего зарубежья нам ничего не давало, скорее, наоборот. Поэтому проект и остался только на бумаге.
А в настоящей версии вопрос исключительно в том, как эта идея и этот турнир были преподнесены. Я считаю, что авторы проекта проявили вопиющее неуважение к людям, которые на протяжении многих лет вкладывали свои силы, душу и средства в пляжный футбол.
– Что вы имеете в виду?
– Тема Объединённой лиги была поднята в статье на «Чемпионате». Я с ней ознакомился и могу сказать, что полностью согласен с тем, что там написано. Однако там не всё: автор статьи не видел письма, с которого начали свою работу создатели лиги. Расскажу о некоторых его моментах, которые помогут лучше понимать, о чём речь.
Вот первая цитата: «В 2007 году в российском пляжном футболе было 86 профессиональных клубов. В 2012-м стало 64. В 2018-м – 32» Что это за цифры? Откуда они? Чушь полная! Я с 2007 года официально работаю в РФС и могу заверить, что эта информация не имеет ничего общего с действительностью.
Написано, что в чемпионате России не представлены команды из регионов. А Саратов и Самара – это что, столицы? В этом году финальный матч чемпионата России проходил в Москве, а московских команд там не было. Зато были Санкт-Петербург и Саратов. Наверное, у создателей лиги своё представление о регионах.
Ещё одна цитата: «За последние 13 лет мало было сделано в отношении работы с болельщиками». А РФС вообще должен этим заниматься? При этом все эти годы в каждом городе и на каждом мероприятии вход на соревнования по пляжному футболу – бесплатный. РФС несёт расходы по рекламе, анонсированию чемпионата России во всех городах проведения. Хотя подчеркну ещё раз – разве не клубы должны заботиться о своих болельщиках?
Апофеоз бессмыслия – цитата о том, что сборная Бразилии сумела безболезненно провести смену поколений, а Россия – нет. Ребята, о чём вы говорите? Мы шесть лет Бразилию во всех турнирах обыгрывали. Если вы ничего не знаете о пляжном футболе, спросите у заслуженных людей, которые своим трудом добились всего в этом виде спорта: Михаила Лихачёва или Юру Крашенинникова, например. Думаю, они доходчиво и в красках расскажут о том, как у Бразилии проходила смена поколений.
Как такое можно было написать? И еще больше тревожит, как под этим можно подписаться клубам?
Удивительно, что это письмо было написано на имя исполняющего обязанности президента РФС Александра Алаева. Авторы, наверное, должны были знать, что именно он стоял у истоков создания российского пляжного футбола и до 2010 года руководил соответствующим отделом. Как вы думаете, он в курсе дел? В чем смысл пытаться рассказать ему то, чего никогда не было?
– Вы задавали этот вопрос тем, кто под этим письмом подписался?
– Конечно. Почти все подписавшие сказали, что в глаза не видели никакого письма, а всего лишь поставили подпись о намерении обсуждать проект лиги. Я считаю, что так нельзя. Нужно нести ответственность за свои действия. А то получается так: не прочитал, но подписал, и закончилось всё какой-то странной петицией в адрес главы РФС.
Самое удивительное, что за всем этим стоят руководители нескольких клубов, которые участвуют в соревнованиях. Но если вы искренне хотите сделать пляжный футбол лучше, вывести его на другой, качественно новый уровень, если есть возможности, о которых вы заявляете, зачем же так к этому вопросу подходить?
Здесь, видимо, другой посыл. И что-то мне подсказывает, что всё это затеяно не из добрых побуждений.
– Но если говорить не о форме подачи, а о содержании – что создатели предлагают?
– Проект готовили крайне некомпетентные люди, абсолютно не знающие суть и специфику пляжного футбола. Взять, например, финансы, которые преподносятся основным стимулом для команд-участниц. Вроде как «заработать» должны все команды, которые попадут в первую восьмёрку, а основная статья дохода лиги – титульный спонсор. В статье на «Чемпионате» правильно было написано, что в нашей самой большой профессиональной футбольной лиге – ПФЛ – титульный спонсор оценён всего в 10 миллионов рублей в год. Откуда в пляжном футболе сходу появится спонсор на 45 миллионов? Ну а если такое чудо всё-таки может произойти, то это не должно быть тайной. Такие вещи должны обсуждаться коллегиально.
Про спортивную составляющую я уже сказал. Есть большие сомнения, что клубы из ближнего зарубежья смогут вознести турнир на новый соревновательный уровень. При всём к ним уважении.
В проекте также расписана структура лиги, где зачем-то существует детско-юношеский комитет, судейский комитет. Это уже больше похоже на структуру федерации, а не лиги. РФС делегирует права на проведение соревнований по большому футболу лигам, но, даже отдавая им коммерческие права, федерация всё равно сохраняет право осуществлять общий контроль, берёт на себя судейство. А как вы себе представляете, что организацию судейства осуществляет Лига, за которой стоят конкретные клубы или клуб?
– Объединённая лига смогла бы привлечь большее внимание телевидения и СМИ к пляжному футболу?
– В России традиционно очень сложно продавать телевизионные права. Более того, мы сами платим за то, чтобы нас показали. Рейтинги пляжного футбола, хоть и выше многих других видов спорта, но, тем не менее, не настолько высоки, чтобы он был интересен спонсорам. Поэтому любой показ приносит дополнительное внимание, но не более того. Так что осталось понять, кто готов платить за это внимание. Ведь был даже момент, когда клубы Суперлиги «скидывались», чтобы матчи Суперфинала чемпионата России показали на федеральном телеканале.
Сейчас мы показываем пляжный футбол в интернет-пространстве, работаем над продакшном, улучшением качества картинки, графикой, подбираем комментаторов и так далее. Но чтобы у нас это кто-то покупал – это пока нереально. Кто-то купит за рубежом? Многие страны (а особенно те, что упоминаются в проекте) в отличие от России даже телеправа на матчи своей сборной не покупают. А зачем им права на лигу?
В презентации проекта представлена сумма взносов – по три миллиона на команду. Надо чётко понимать, что клубы, в том числе подписавшиеся под письмом, в этом году не платили взносов. А завтра они будут готовы заплатить по три миллиона? Так если готовы, то давайте соберём их, и у нас сразу будет почти 30 миллионов рублей, которые мы целенаправленно распределим на всё, что связано с медиа: улучшение контента, упоминание в новостях, работу с ведущими СМИ на коммерческой основе, покупку телевизионных трансляций. Этой суммы будет достаточно, чтобы совершить качественный прорыв.
Если и эта идея не нравится, то можно отправить их в призовой фонд. Осталось только собрать. Но мы же понимаем, что между словом и делом – пропасть.
– Можно ли пригласить к участию команды не из Литвы и Молдовы, а из Швейцарии и Испании?
– Чисто теоретически в этом есть смысл. Конечно, было бы интересно посмотреть на команды из Португалии, Испании или Швейцарии в чемпионате России, но у этих клубов есть свои национальные соревнования, свой календарь, да и в финансовом смысле всё это осуществить трудно. Скорее всего придется за это платить.
Я считаю, что идею с приглашением иностранных команд можно было бы опробовать в рамках скоротечного турнира. Как вариант – Кубок России. Мы всегда можем обсудить и пересмотреть его формат. Думаю, если бы в этом турнире выступали сильные иностранные команды, то, во-первых, это бы подогрело дополнительный интерес команд Суперлиги, а во-вторых, стало бы серьёзным стимулом для команд из регионов. Представляете, условный «Атаман» из Ростовской области мог бы сыграть, например, с «Грасхоппером»? Такая возможность могла бы вызвать дополнительный интерес у руководителей команд, желающих приехать на Кубок.
К слову о кубке. Руководители клубов Суперлиги выступали с критикой, мол, календарь перенасыщенный, и клубы не доезжают на Кубок России или приезжают туда уставшими. Но мы уже не первый год говорим, что Кубок России – это возможность региональным командам играть с сильнейшими командами страны. Это турнир не только для кубов Суперлиги, а для всех.
То, что клубы Суперлиги не доезжают на Кубок России, это плохо. Но мы не можем обязать кого-то поехать на кубок, хотя раньше в регламенте такая норма у нас была. Сейчас мы считаем, что у команд должен быть выбор. И то, что для кого-то очередная поездка на турнир неподъёмна по финансам, не значит, что формат Кубка России неправилен. Хотя двум московским коллективам грех жаловаться, так как в этом году два мероприятия из пяти для них проходили, по сути, дома – в Москве. Да и то, о чем говорили отдельные представители клубов, это критика не формата, а принципов жеребьевки.
Важно понимать, что РФС сегодня вкладывает колоссальные, по меркам пляжного футбола, средства в проведение соревнований. Для команд создаются все условия, и они просто приезжают и играют. Клубы не принимают никакого участия в проведении турниров, как это происходит и в большом, и в мини-футболе. Там принимающая сторона должна арендовать стадион или дворец спорта, принять арбитров, оплатить их проживание. А у нас на протяжении всех этих лет это делает РФС. Клубы тратятся только на логистику и вознаграждения игрокам.
Не стоит это недооценивать. Совсем не хочется показывать клубам, как может быть по-другому. Пляжный футбол тогда может сделать не шаг назад, а все десять.
– Президент «Локомотива» Виталий Погодин рассказал о том, что в России как раз может пройти скоротечный турнир с участием российских и сильных зарубежных команд – Moscow Open. Может быть, стоит сделать акцент как раз на таких соревнованиях?
– Нам действительно поступило письмо с просьбой согласовать участие «Локомотива» и «Спартака» в таком турнире. Там написано, что в декабре в России наши международные партнеры проведут турнир. Мы обратились к BSWW, но они сказали, что впервые об этом слышат, сильно удивились. Сама идея, может, и хорошая, но почему она так преподносится? Остается только догадываться. Это настораживает.
Далеко за примерами ходить не нужно. В Санкт-Петербурге не первый год проводится международный турнир Inter Cup. Процесс согласования тоже не был гладким и быстрым, но теперь всё работает, как часы: чётко и всем понятно. Всё выстроено, согласовано с международными партнёрами, федерацией футбола Санкт-Петербурга, ассоциацией пляжного футбола. РФС также принимает в нем активное участие: комплектует и отправляет туда молодёжную команду, проводит для нее УТС, делает сбор для арбитров в рамках турнира и так далее.
Мне кажется, что работа на благо пляжного футбола, должна выстраиваться именно таким образом, если, конечно, у людей нет других целей и задач…